Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос о происхождении языка интересовал людей с древних времен. Этот вопрос остается одним из самых сложных и не до конца решенных в лингвистике. Языки, существующие сегодня на Земле, уже находятся на высоком уровне развития. А происхождение языка относится к периоду архаичных форм взаимоотношений людей. Следовательно, все теории о происхождении языка являются гипотетическими. Эта проблема долгое время занимала человечество с тех пор, как человечество считало себя единственным говорящим существом на Земле.
Формирование человеческой речи, по мнению одних ученых, достигло 1,5 миллиона, по мнению других, 2,5 миллиона лет назад. Было создано много теорий, которые пытались объяснить, как люди создали язык и породили язык.
Существует более 500 различных теорий происхождения языка. Их можно сгруппировать по разным характеристикам: по материалу первичной речи, то есть по тому, из какого материала, по мнению ученых, был создан язык; по факторам, которые привели к появлению языка, то есть каковы основные причины, которые привели к возникновению речи; различие подходоы к условиям возникновения языка - независимо от того, был ли язык создан у отдельных людей или в команде и т. д. Соответственно, в существующих теориях происхождения языка можно условно выделить два подхода к решению этих проблем:
1) язык возник естественным путем;
2) язык был искусственно создан определенной активной творческой силой.
Вторая точка зрения долгое время преобладала, несоответствия наблюдались только в вопросе о том, кто создал язык и из какого материала он был взят. В древней лингвистике этот вопрос формулируется следующим образом: был ли язык создан «в соответствии с установкой» (теория Тесея) или «в силу природы вещей» (теория Фусея). Если язык был создан порядком, то кто его создал? Если язык создан по своей природе, то как слова и характеристики вещей соответствуют друг другу, включая собственные характеристики людей?
Несмотря на отсутствие однозначного ответа на вопрос о происхождении языка, основная цель нашего исследования заключается в том, чтобы найти наиболее убедительную версию возникновения речи.
Цель – на основание теоретического материала описать гипотезы происхождения языка.
Объект исследования – процесс происхождения языка.
Предмет исследования – теории происхождения языка.
Задачи:
1. Дать характеристику понятию «язык», привести его классификации;
2. Описать предпосылки происхождения языка;
3. Проанализировать подходы к классификации гипотез о происхождении языка;
4. Рассмотреть основные гипотезы происхождения языка и сравнить их между собой.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, обобщение, сравнение научной, методической, периодической литературы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаев, В.И. О происхождении языка / В.И. Абаев // Язык в океане языков (сост. О.А. Донских). — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. — С. 12–19.
2. Аркадьев, П.М. Рец. на: Carstairs-McCarthy A. The origins of complex language: An inquiry into the evolutionary beginnings of sentences, syllables, and truth. Oxford, 1999 / П.М. Аркадьев, С.А. Бурлак // Вопросы языкознания. — 2004. — № 6. — С. 127–134.
3. Барулин, А.Н. Основания семиотики: Знаки, знаковые системы, коммуникация / А.Н. Бурулин. — М.: Спорт и культура — 2000, 2002. — Ч. 1. — 464 с.
4. Бичакджан, Б. Эволюция языка: демоны, опасности и тщательная оценка / Б. Бичакджан // Разумное поведение и язык. Вып. 1. Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка / Сост. А. Д. Кошелев, Т. В. Черниговская. М. Языки славянских культур, 2008. - С. 59-88.
5. Бурлак, С.А. Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы / С.А, Бурлак. М.: Астрель, 2011. 4- 80 с.
6. Бурлак, С.А. Сравнительно-историческое языкознание. / С.А, Бурлак, С.А. Старостин. — М.: Академия, 2005. — 432 с.
7. Вендина, Т.И. - В 29 Введение в языкознание: Учеб. пособие для педагогических ву-зов / Т.И. Вендина. — М.: Высш. шк., 2003. — 288 с
8. Гречко, В.А. Теория языкознания / В.А, Гречко. - М.:Высш. шк., 2003. - 377 с.
9. Даниленко, В.П. Важнейшие гипотезы о происхождении языка / В.П. Даниленко // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vazhneyshie-gipotezy-o-proishozhdenii-yazyka (дата обращения: 14.10.2022).
10. Даниленко, В. П. Введение в языкознание: курс лекций (с грифом УМО Министерства образования и науки РФ) / В. П. Даниленко. - М.: Флинта: Наука, 2010. 288 с.
11. Дерягина М.А., Васильев С.В. Формы общения у приматов и происхождение языка человека // Язык в океане языков / Сост. Донских О.А. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. — С. 60–85.
12. Донских, О.А. Происхождение языка как философская проблема / О.А. Донских. - Новосибирск: Наука, 1984. — 128 с.
13. Донских, О.А. К истокам языка / О.А. Донск..х - Новосибирск: Наука, 1988. — 192 с.
14. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. — М.: Академия, 2001. — 432 с.
15. Зенков, Г.С. Введение в языкознание / Г.С. Зенков, И.А, Сапожникова. - Бишкек: ИИМОП КГНУ, 1998.- 218 с.
16. Козинцев, А.Г. Происхождение языка: новые факты и теории / А.Г. Козинцев // Теоретические проблемы языкознания. Сб. ст. к 140-летию каф. общего языкознания СПбГУ. — СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2004. — С. 35–50.
17. Леонтьев, А. А. Происхождение языка: лингвистический энциклопедический словарь / А.А. Леонтьев. - М., 1990.
18. Марков, А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии / А.В, Марков. — 2009. - [Электронный ресурс]. URL: http://macroevolution.narod.ru/markov_anthropogenes.htm (Дата обращения: 13.10.2022).
19. Немченко, В.Н. Введение в языкознание / В.Н. Немченко. – М.: 2008 – 703с.
20. Рак, В.А. Праречь: фантазии и реальность / В.А. Рак. - Иркутск: Востсибкнига, 2013. 416 с.
21. Хомский, Н. О природе и языке / Н.О. Хомский. -М.: КомКнига, 2005. - 288 с.
22. Якушин, Б. В. Гипотезы о происхождении языка / Б.В. Якушин. - М.: Наука, 1984. 137 с.